Визит Михаила Горбачева с супругой Раисой во Францию. 1989 год. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС
Мир, в котором удастся сократить военные арсеналы, но в котором будут нарушаться права человека, не может чувствовать себя уверенно. К этому выводу мы для себя пришли окончательно и бесповоротно.
Мы убеждены, что под общеевропейский процесс должна быть подведена надежная правовая основа.
Общеевропейский дом мы мыслим как правовое сообщество. И со своей стороны начали движение в этом направлении.
В постановлении Съезда народных депутатов СССР, между прочим, сказано: «Опираясь на международные нормы и принципы, в том числе содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкских соглашениях и договоренностях на венских встречах, приводя внутреннее законодательство в соответствие с ними, СССР будет способствовать созданию мирового содружества правовых государств».
Европа могла бы и тут быть примером. Естественно, ее международно-правовая целостность включает национальные и социальные особенности государств. Каждая европейская страна, США и Канада имеют свои законы и традиции в гуманитарной сфере. Хотя существуют и общепризнанные нормы и принципы.
Было бы, наверное, полезно провести сравнение существующих законодательств по правам человека, создав для этого или специальную рабочую группу, или что-то вроде европейского института сравнительного гуманитарного права. Полного совпадения точек зрения, учитывая разницу социальных систем, мы, скорее всего, не добьемся. Но имеются и могут быть умножены общие взгляды и общие подходы.
Это позволяет говорить о возможности создания европейского правового пространства.
Страсбург, 6 июля 1989 года