logoЖурнал нового мышления
СТЕНОГРАММЫ

«Нам нужна федерация с разной степенью свободы» Михаил Горбачев — на заседании Совета Федерации, 12 июня 1990 года

Михаил Горбачев — на заседании Совета Федерации, 12 июня 1990 года

Михаил Горбачев во время заседания Совета Федерации СССР. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Михаил Горбачев во время заседания Совета Федерации СССР. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Ивашко. Верховный Совет Украины еще не рассмотрел вопрос о суверенитете. Мандата у меня нет (см. сноску 1). Но есть политические соображения.

Надо безотлагательно заключить новый Союзный договор. Решение задач перестройки требует коренной реорганизации экономики, поскольку ведомственная система завела нас в тупик.

Предлагается двухъярусная конструкция:

  1. союзные республики передают часть прав Союзу;
  2. они завязывают прямые связи между собой, минуя Центр. Это единственно быстрый путь к рынку.

Созывается конференция уполномоченных республик.

При определении круга законов разграничить те, что принимаются в рамках полномочий Союза, и те, что требуют ратификации республиками.

Рюйтель (председатель Верховного Совета Эстонии). Я не подготовлен к такому обсуждению. У меня нет полномочий. Преобладающие в республике настроения — полная независимость плюс тесные связи с другими республиками в экономической и культурной области. За это 96% населения.

Горбачев настойчиво требует от Рюйтеля приостановить Декларацию о независимости, даже угрожающе спрашивает: «Вы что, напрашиваетесь на введение президентского правления?!»

Рюйтель (твердо стоит на своем). Политическая ситуация уже не позволяет сделать то, что можно было еще полгода назад. Реальность такова, что время ушло. Мы должны позаботиться о том, чтобы оставить нашим народам хорошие отношения между собой.

Назарбаев. Казахстан — за сохранение федерации, но нужен новый Союзный договор. Мы с пониманием относимся к тому, что происходит на Съезде народных депутатов РСФСР. Но надеемся, что он не станет фактором развала нашего государства, ибо только Россия способна выполнить объединяющую миссию.

Идет противостояние между Верховным Советом Союза и Верховными Советами республик.

В Законе о собственности субъект права на собственность не определен. Например, Казахстан принял много ссыльных. Что, они теперь собственники земли? 19 млн кв. км заняты под полигоны, оттуда выселили колхозы и совхозы. Какой у нас суверенитет, если 50% промышленности находятся в союзном подчинении. А сколько — в союзно-республиканском?

Министерства зубами держатся за свою собственность. У нас что, Союз министерств или Союз республик?! Союзные республики должны быть субъектами международного права.

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР Арнольд Рюйтель во время заседания. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР Арнольд Рюйтель во время заседания. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Каримов (первый секретарь ЦК КП Узбекистана). У нас ограниченный суверенитет, с которым надо кончать. Надо дать республикам возможность заключать договоры между собой.

Наиболее приемлемая форма будущего Союза — конфедерация.

Нельзя говорить об обновлении Договора, ибо многие республики не подписывали первого Договора в 1922 году. Это должен быть новый Договор, и приступить к его подготовке надо немедленно, поскольку завтра может быть поздно говорить и о конфедерации.

Мы видим себя свободной республикой.

Муталибов (первый секретарь ЦК КП Азербайджана) (см. сноску 2). Надо учитывать политическую ситуацию. У нас многие за прибалтийский вариант. Мы за Союз на конфедеративной основе.

Нет представительства республик в союзных органах — МИДе, МВД, Прокуратуре и т.д. С этим больше нельзя мириться.

Часть азербайджанского народа с недоверием смотрит на федерацию из-за Карабаха. Нельзя допускать, чтобы создавалась «народная армия». Вооруженных людей не должно быть ни в Армении, ни в Азербайджане.

(Обращаясь к Горбачеву.) О замечании «мы с вами договорились…». Я бы хотел из глубокого уважения к вам уберечь вас от одного заблуждения: ни один из нас в существующей системе не может ничего брать на себя.

Ландсбергис. СССР подошел к рубежу, когда перестройка должна перекатиться через барьер национально-государственного устройства.

Горбачев. Приостановите Декларацию, и мы тут же отменим все блокадные меры.

Ландсбергис. Будет ли нынешний СССР определяться как федерация или сообщество, все равно Литва сохранит свой путь как суверенный субъект международного права.

Горбачев настойчиво высказывается за приостановление Декларации хотя бы на год.

Ландсбергис упорствует.

Горбачев. Тогда придется продолжать меры против вас. Подумайте, взвесьте.

Гумбаридзе (первый секретарь ЦК КП Грузии) (см. сноску 3). Даже слово «федерация» скомпрометировано. И слова о намерении ограничиться ее облагораживанием воспринимаются болезненно.

Правительство СССР всячески противодействует децентрализации. С каждой республикой надо конкретизировать выяснение позиций.

С законами Верховного Совета СССР уже никто не считается.

Выступают Восканян (председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР), Горбунов, Ниязов (первый секретарь ЦК КП Туркменистана), Лукьянов, Махкамов (ЦК КП Таджикистана).

Ельцин. Принята Декларация — РСФСР остается в Союзе.

Союзный договор сейчас будет трудно выработать. Вместо этого — всеобъемлющие договоры между республиками без каких-либо предварительных политических и экономических условий. Затем РСФСР на Верховном Совете объявляет, какую долю собственности и какие права она передает Центру, и заключает с ним соответствующий договор. Если и другие республики пойдут на это — может быть совпадение части функций, делегируемых Центру. Только затем можно заключить Союзный договор — политически.

Нишанов предлагает вести параллельно подготовку Союзного договора и межреспубликанских договоров.

Яковлев. Мы во многом в плену прошлого. Рынок все изменит.

Горбачев. Мы с самого начала формировались как многонациональное государство. Этот процесс наложил отпечаток на весь характер общества. Переплелись человеческие судьбы. Я убежденный сторонник сохранения общего государства. Обеспокоенность республик понятна. Сепаратистские (если не нравится это слово — самоуправленческие) решения не дают выхода в интересах всех.

Если будем искать выход в рынке, свободном общении, самостоятельности — это будет укреплять Союз. В противном случае — распад, развал, от которого все пострадают.

Нам нужна федерация с разной степенью свободы. Я — за формулу «Союз суверенных социалистических государств».

Сборник «В Политбюро ЦК КПСС… По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985–1991)», М: Горбачев-фонд, 2008, с. 627–629

сноски

  1. 2 июня Ивашко был избран председателем Верховного Совета Украины.
  2. Избран в январе 1990 года после событий в Баку и отставки Везирова.
  3. Избран в апреле 1989 года после событий в Тбилиси и отставки Патиашвили.