Попытка государственного переворота в СССР в 1991 году. Фото: Олег Сизов / ТАСС
Свой вариант обращения с оправданием своей позиции в дни функционирования ГКЧП направили в адрес Съезда народных депутатов СССР (одновременно оно было адресовано президенту СССР Михаилу Горбачеву) 3 сентября 1991 г. также члены коллегии Прокуратуры СССР. Поводом для появления этого документа стало принятое после краха ГКЧП постановление Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. «О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом».
В этом постановлении Верховный Совет давал оценку действию разных органов государственной власти после организации ГКЧП. Прокуратура СССР обвинялась в нем в отказе от выполнения конституционного долга, поскольку решение о создании ГКЧП и принятые комитетом решения не были опротестованы.
Кроме того, как указывалось в этом постановлении, от имени Прокуратуры СССР в адрес нижестоящих прокуроров было дано указание выполнять постановления Государственного комитета по чрезвычайному положению.
В связи с этим Генеральный прокурор СССР Николай Трубин отправлялся Верховным Советом в отставку (с указанием выполнять обязанности до назначения нового генерального прокурора). Коллегии же Прокуратуры СССР объявлялось недоверие.
Теперь члены коллегии желали оправдаться и заявляли, что никогда не поддерживали заговорщиков, а в телеграмме, отправленной на места, говорилось лишь о необходимости соблюдения законности и Конституции при «введении чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР сроком на шесть месяцев», провозглашенного членами ГКЧП. По мнению членов коллегии, готовность следить за соблюдением законов в условиях перехода власти к непредусмотренному никакими действующими законами комитету не являлась его поддержкой.
К тому же, как далее заявлялось в обращении, «Прокуратура СССР в первые два дня не располагала никакими сведениями об антиконституционном насильственном захвате власти путчистами». Получив же эти сведения, спустя два дня (то есть 21 августа, когда ГКЧП потерпел неудачу и фактически свернул деятельность) «немедленно возбудила уголовное дело и активно приступила к его расследованию».
Члены коллегии указывают также на то, что по Конституции СССР прокуратура не наделена правом опротестовывать решения высших исполнительных органов и должностных лиц, которые стали членами ГКЧП. Приводимые прокурорами аргументы в пользу ограниченности своих полномочий, разумеется, небеспочвенны — едва ли юристы высокого ранга стали бы приводить в свою защиту совсем эфемерные доводы. Что, разумеется, не отменяет того, что при чрезвычайных политических событиях помимо формального следования букве закона оценивается и политическая воля важных государственных органов, включая прокуратуру.
Среди подписантов данного обращения, подчеркивавших непричастность прокуратуры к поддержке путчистов, значится член коллегии Прокуратуры СССР Виктор Илюхин. 4 ноября 1991 г. он возбудит уголовное дело против президента СССР Михаила Горбачева за признание независимости государств Балтии, будет уволен из прокуратуры и станет ярким деятелем коммунистической оппозиции, посвятившим много энергии разоблачению «преступной деятельности» Горбачева по «развалу СССР».
Ф. P-9418. Оп. 2. Д. 198. Л. 29, 30.
Обращение членов коллегии Прокуратуры СССР, 3 сентября 1991 года
Автор — ведущий тг-канала «Документальное прошлое: ГА РФ», специально для «Горби».