Автомобили Dodge WF-32. Фото: архив
Письмо на имя Сталина от главы Наркомвнешторга Анастаса Микояна, написанное в начальный период Великой Отечественной войны, дает определенные представления о масштабах пополнения автомобильного парка Красной армии, осуществлявшегося союзниками.
В сентябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, Микоян докладывал Сталину, что с начала войны Советский Союз получил 25 600 иностранных автомобилей различных типов (прежде всего, грузовиков и внедорожников). Красная армия с января по август 1942-го получила 24 000 автомобилей.
Тем не менее армия постоянно нуждалась в новом импортном автотранспорте. Письмо Микояна было связано с обнаруженной невозможностью выполнить планы по ранее предусмотренным поставкам в войска 3884 иностранных машин. Значительная их часть (2534) предназначались для гвардейских минометных частей (то есть для подразделений «катюш»), а многие из этих тяжелых установок реактивных минометов монтировалась именно на иностранные грузовики.
Невозможность осуществить поставки, очевидно, была связана с началом многомесячной паузы в курсировании арктических конвоев: после разгрома флотом и авиацией Германии конвоя PQ-17, а также в связи с подготовкой союзников к высадке в Северной Африке, потребовавшей мобилизации сопровождавших конвой боевых судов, перевозка союзнических грузов в советские арктические порты прервалась до декабря 1942 года.
Письмо Микояна Сталину
Микоян указывает, что теперь поставки осуществляются только через Иран, где имеется 1100 автомобилей, из которых 600 — различные типы грузовиков, 150 — легковые внедорожники и 330 — отдельно выделенные Микояном 2,5-тонные грузовики, «предназначенные для артиллерии».
Самым известным 2,5-тонным грузовиком, поставлявшимся в СССР союзниками, был американский Studebaker, однако имелись и другие модели — в частности, грузовики International, также поставлявшиеся из США, а также английские грузовики Austin.
На этот раз с учетом сокращения поставок Микоян предлагал направить все 2,5-тонные «Студебеккеры» в артиллерийские части, где они были необходимы в качестве тягачей. Судя по всему, сокращение поставок «Студебеккеров» вызывало беспокойство в реактивных минометных частях.
Во всяком случае, еще в августе 1942-го представители гвардейских минометных частей направили в адрес Микояна жалобу, где настаивали, что именно 2,5-тонные грузовики подходят для полноценного монтирования минометных установок, и указывали на разные недостатки, обнаруживавшиеся при монтировании на более легкие и менее проходимые импортные грузовики других марок, которые начали направлять в гвардейские части из-за недостатка «Студебеккеров».
Письмо Микояна показывает, насколько важными были такие поставки.
Ответ Микояну
ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 45а. Д. 16. Л. 55–56, 68–69.
Автор — ведущий тг-канала «Документальное прошлое: ГА РФ», специально для «Горби».